• Независимая экспертиза автомобилей

  • в Санкт-Петербурге

  • 8 (812) 972-19-97

  • Работаем в СПБ и ЛО

Страховщиков обяжут выполнять функции ГИБДД

Страховщиков обяжут выполнять функции ГИБДД

О том, что с 1 января 2017 года небольшие аварии без пострадавших будут оформляться без участия ГИБДД, стало известно еще в апреле нынешнего года. Но за полгода об этой «инициативе» МВД все успели забыть. Теперь же, когда до нововведения осталось чуть больше месяца, ведомство озаботилось изготовлением соответствующего приказа. Параллельно в Закон об ОСАГО вносятся поправки, согласно которым водителям не обязательно приходить к согласию в вопросе «кто виноват?».

По данным РСА, «европротокол» понемногу начал приживаться на территории РФ — если в 2015 году им воспользовались в 16% случаев, то в еще не закончившемся 2016 — уже в 29%. Однако грядущие перемены страховщиков совсем не радуют. Во-первых, если оба участника ДТП присылают свои схемы и описания аварии с расхождениями, то страховой придется взять на себя функции ГИБДД. Что на основании предоставленных постфактум материалов едва ли возможно и, в любом случае, потребует дополнительного времени на разбирательства. Во-вторых, в страховых компаниях вполне справедливо ожидают нового всплеска деятельности автоюристов, предлагающих свои услуги после ДТП. Перекупив право взыскания выплат с СК у пострадавшей стороны, они действительно добиваются этих выплат на все «146%», но владельцу полиса достается минимум — согласно договору с «автоюристом». Бизнес с точки зрения закона — относительно честный, но для страховщиков очень болезненный. В-третьих, для страховых компаний и без того любой гражданин с «европротоколом» в руках априори не вызывает доверия, а теперь их должно стать на порядок больше. Особенно это касается четырех «безлимитных» регионов (Москва, Санкт-Петербург и обе области), где максимальная сумма ущерба по «европротоколу» составляет не 50 тысяч рублей, как в остальной России, а 400 000 рублей. Правда, в этом случае место ДТП должно быть отмечено с помощью средств ГЛОНАСС/GPS.


Попавшие в аварию водители, которые будут вынуждены оформляться самостоятельно, тоже оказываются на своего рода минном поле, заполняя бланк-извещение о ДТП. Нужно не упустить ни одной галочки и окошечка, не путаться в терминологии и четко изложить произошедшее. Не говоря уже о фотофиксации, где нужен автомобиль крупным планом спереди и сзади и панорамный снимок места аварии. Далеко не все водители способны в состоянии стресса вообще адекватно реагировать на происходящие события, а если столкнулись, например, две агрессивные дамы («ничего не подписывай, устрой истерику»)? И даже если все нарисовано, записано и отснято, нет никаких гарантий, что выплаты состоятся — при оформлении «европротокола» истории известны, например, формулировки «не удалось определить механизм повреждения». Есть и иные казусы: не все внимательно читают весь договор с СК полностью, а там может оказаться фраза «Страхователь в пятидневный срок обязан уведомить Страховщика о наступлении страхового случая, в противном случае Страховщик имеет право взыскать со Страхователя всю сумму выплат». Как результат — регрессивный иск от СК и взыскание ущерба с самого владельца полиса.

 

По мнению юристов, для того, чтобы вся эта система заработала, недостаточно одних лишь изменений в Законе об ОСАГО и приказа из МВД: «Вообще, госавтоинспекция не вправе игнорировать обращения участников ДТП. С одной стороны в Правилах дорожного движения действительно предусмотрено самостоятельное оформление аварий. Но, во-первых, это право, а не обязанность. А во-вторых, даже при наличии всех условий, позволяющих теоретически оформить так называемый „европротокол“, водители могут сомневаться как в стоимости восстановительного ремонта, так и в обстоятельствах аварии. Автомобили сейчас дорогие, и понять, сколько стоит, к примеру, отремонтировать помятый бампер, не специалисту очень сложно. Никакой приказ МВД или Минтранса не может служить основанием для игнорирования вызова на место аварии. Для этого, как минимум, нужно вносить изменения в сами Правила дорожного движения. Поэтому вряд ли инициатива ГИБДД принесет какую-то пользу. На мой взгляд, нужно больше рассказывать водителям о возможности и процедуре самостоятельного оформления и повышать лимит выплат по „европротоколу“. Помимо этого, лимит при самостоятельном оформлении должен быть максимальным. Но при условии, что данные о ДТП зафиксированы приборами, не позволяющими корректировать информацию. В противном случае, будем наблюдать рост мошенничества».

Не очень понятно, как придется находить решение в ситуации, когда виноват, допустим, сбежавший с места происшествия пешеход, или участников ДТП минимум трое, или виноваты в аварии дорожные/коммунальные службы. И будет ли действовать хоть какая-то «горячая линия» от, например, РСА, куда участники ДТП могли хотя бы позвонить за разъяснениями. Кстати, совсем непонятно, чем с 1 января будет заниматься, собственно, ГИБДД? Стационарные посты во многих случаях заменены различными системами типа «Поток», сидение в кустах с радаром запрещено, за порядком на дорогах следят камеры (а с введением в строй глонассовских «черных ящиков» граждане вообще сами на себя «стучать» начнут), за парковками — ЦОДД и АМПП, а на аварии теперь нужно будет выезжать только в случае тяжких телесных повреждений.





Подписаться на рассылку Наши акции